Реформа контрольно-надзорной деятельности (архив)

Счетчик обращений граждан и организаций

Поступило
60333
на рассмотрении
6715
решено
53618

Законопроект о государственном контроле и надзоре принят в первом чтении

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который более 2 лет разрабатывался в формате Открытого правительства.

В документе определяются органы государственного и муниципального контроля и надзора и устанавливается перечень основных понятий, а также перечень видов госконтроля. Надзорные органы обязаны будут принимать положения о каждом виде контроля и надзора и утверждать перечни обязательных требований, в противном случае проводить какие-либо проверки будет невозможно. Также законопроект вводит в обязательную практику проверочные листы — списки контрольных вопросов, которыми должны будут руководствоваться инспекторы при проведении проверок. С помощью чек-листов предприниматели смогут самостоятельно проверить, насколько у них соблюдены обязательные требования.

Напомним, в начале 2015 года президент РФ поручил разработать проект закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре, в котором были бы определены структура функций и полномочий контрольных и надзорных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также принципы нового «умного» госконтроля, начиная с создания чёткого списка требований, предъявляемых к бизнесу, и заканчивая законодательным закреплением видов контроля и надзора и риск-ориентированного подхода при проведении проверок. Эти подходы, устанавливающие приоритет безопасности граждан, снижение административной нагрузки на бизнес и отказ от «палочной» системы оценки эффективности госконтроля, уже реализуются в рамках приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», которая в конце 2016 года стартовала под эгидой Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Старшим должностным лицом в правительстве РФ, отвечающим за её реализацию, является министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

«В 2015 году правительство совместно с бизнес-сообществом приступило к разработке фундаментального закона о государственном и муниципальном контроле на основании прямого указания президента. Были определены приоритеты и принципы, на основании которых этот закон был разработан, в том числе внедрение риск-ориентированного подхода, новой системы оценки результативности и эффективности работы контрольно-надзорных органов практически по всем без исключения видам контроля и надзора. Общая задача членов правительства и депутатов — учесть по максимуму все замечания при подготовке законопроекта, чтобы не упустить нюансы и тонкости работы по отраслевым видам контроля и надзора, при этом выполнив основные задачи, для решения которых этот закон разрабатывался», — сказал Михаил Абызов.

Главная задача принятого в первом чтении законопроекта — при снижении административной нагрузки на бизнес обеспечить новый уровень безопасности граждан, приближенный к показателям стран ОЭСР. Решить эту задачу позволит риск-ориентированный подход при организации проверок. Инспекторы будут направляться туда, где риск нарушений выше и где последствия от этих нарушений могут оказаться действительно угрожающими. Предприятия, отнесённые к низкой категории риска и добросовестно соблюдающие законодательство, будут освобождены от плановых проверок. Таким образом, в надзорных ведомствах внедряется система управления рисками.

«За год мы накопили огромный опыт и по внедрению риск-ориентированного подхода, и по категорированию объектов по профилям риска, и по переходу на новую систему результативности и эффективности. Мы искали правильный баланс между общественно значимыми целями госконтроля — повышением безопасности жизни и здоровья наших граждан — и снижением уровня административной нагрузки на бизнес», — отметил министр.

Ранее по итогам обсуждения документа на площадке рабочей группы по его подготовке к рассмотрению в Госдуме был разработан проект постановления Государственной думы. В нём комитету нижней палаты по контролю и регламенту совместно с правительством РФ предлагается проработать ряд моментов. В частности, рассмотреть целесообразность включения или исключения отдельных видов контроля и надзора из сферы действия законопроекта; доработать положения законопроекта о госконтроле в отношении граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность; конкретизировать подходы к оценке эффективности госконтроля и соответствующих профилактических мероприятий; уточнить методику отнесения поднадзорных объектов к категориям риска; устранить разночтения с действующими нормативными актами. Кроме того, предлагается рассмотреть возможность дополнения законопроекта положениями о запрете с 1 января 2022 года проверки обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, принятых до 2010 года, а также дополнения законопроекта положениями, касающимися оценки коррупционных рисков, возникающих при осуществлении контрольных и надзорных функций.

Работа над законопроектом велась не за закрытыми дверями министерств, а максимально публично — в формате Открытого правительства — с привлечением ведущих экспертов, представителей всех бизнес-объединений, а также самих надзорных ведомств. Обсуждение шло в несколько этапов на самых разных уровнях: на площадке Экспертного совета при правительстве, Минэкономразвития, на заседаниях возглавляемой Михаилом Абызовым Правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных, надзорных и разрешительных функций в рамках Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Проект федерального закона согласован большинством заинтересованных ведомств, поддержан ведущими деловыми объединениями.

ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО